Объединение исполнителей и любителей джазовой музыки "Джаз Арт Клуб"

А.Антошин — Сны на заказ


Сны на заказ
(фрагмент «В джаз клубе»)

Раньше Ольга не бывала в джазовом клубе и, когда Андрей предложил ей пойти туда, она сразу же согласилась, тем более, что от Боткинской ехать недалеко, всего лишь на Маяковку. В клубе собралось много народу, но Андрей, который слыл там завсегдатаем, быстро решил вопрос и им подставили стулья к столу, где сидела компания его знакомых. С их появлением за столом раздался приглушенный гул голосов, состоящий из вопросов: «Куда пропал? Что случилось? Почему прогуливаешь?», и ответов, сопровождающихся улыбками и взглядами на Ольгу: «А-а-а ясно, ясно; может познакомишь; какой светильник разума угас; я б на твоем месте тоже пропал…». Ольга сразу уловила в этом улыбающемся многоголосии и сумбуре дружелюбие, открытость и тепло, исходящее от каждого из них в отдельности и в целом от всей компании. На сцене играл квартет музыкантов, солировал саксофонист и звук его инструмента, поддерживаемый ритмом и слегка подкрашенный электроникой, наполнял все пространство.

- Меня зовут Эдуард, — представился сидящий рядом с ней пожилой, но молодящийся человек и продолжил быстро, настойчивой скороговоркой. — Вы здесь впервые, это классное место, лучший клуб в Москве, только здесь встречаются нормальные люди. А что, скажете, нет? Посмотрите на всех, это же просто образцы интеллигентности. Вы желаете выпить? Есть наша фирменная. – Он достал из внутреннего кармана пиджака плоскую фляжку. Эдуард продолжил бы и дальше, но Андрей его прервал:
- Эдик, не гуди, дай Оле немного освоиться, успеешь еще. – И наклонившись к Ольге, тихо добавил. – Эдик хороший парень, только не поддавайтесь ему, как только он увидит, что вы его слушаете и реагируете вопросами или репликами, вы пропали — Эдик замучает разговорами Давайте послушаем, ребята классно играют.
Ольга сосредоточилась на музыке и взгляд ее изучающе, подолгу останавливался на музыкантах. Сейчас солировал пианист, он виртуозно импровизировал, но было что-то странное в его посадке и движениях, и вдруг Ольга все поняла.
- Андрей, а почему пианист играет только правой рукой – тихо прошептала она.
- Юра несколько лет назад перенес инсульт, его еле вытянули, но левая рука с тех пор парализована. Он разработал свою технику игры и одной правой играет так, как другие двумя не всегда смогут.
Ольга стала внимательнее наблюдать и слушать пианиста, его техника, импровизации поражали и она думала о том, как сильны и велики должны быть дух и воля этого человека, не смирившегося с ударом судьбы, победившего болезнь и оставшегося на сцене.
- Ну, как, Оля, нравится? Вино, сок, что-нибудь поесть? Положитесь на меня, я здесь все знаю наизусть — и Андрей отошел к стойке бара.
- Оля, можно полюбопытствовать, а чем вы занимаетесь? Вот я в какой-то степени музыкант, а точнее архитектор. Знаете такую фенечку, что архитектура – это застывшая музыка? – Эдуард был уже навеселе и явно пытался понравиться.
- А я просто медик, врач.
- Нет, я не согласен с вами, вы не просто медик, вы красивая, очень милая женщина. Пойдемте, потанцуем.
Ольга удивленно посмотрела на него. Хотя она ни в каких джазовых клубах никогда не бывала, но подумала, что такую музыку лучше все-таки просто слушать. Хорошо, что в этот момент вернулся Андрей и вопрос сам собой разрешился.
Концерт закончился и, Андрей взяв Ольгу под руку, подошел к сидящим за столом музыкантам.
- Всем привет. Ну, мужики, вы сегодня просто бесподобны. Знакомьтесь, Ольга, врач, человек творческий, делает чудеса. Юра, послушай, эта твоя новая баллада просто сказка. Такая удивительно красивая мелодия, а какая гармония. Ты знаешь, под нее надо либо рождаться, либо умирать. Нет, нет, я честно.
Пианист засмущался, это было видно, но чтобы как-то спрятать свое смущение, он обратился к Оле:
- А вам понравилось?
- Я впервые услышала так много живого джаза, оказывается это очень здорово. – Ольга сделала короткую паузу и, поборов стеснение, произнесла. — А вы меня просто потрясли, вы очень хороший музыкант и очень сильный человек. Я это вижу.
Юрий снизу вверх блеснул на нее толстыми стеклами очков, за его густыми усами быстро пробежала и спряталась благодарная улыбка. Ольга внимательно присматривалась к этому человеку, опытный глаз ее безошибочно поставил диагноз всех последствий инсульта. Вдруг где-то в глубине самой себя она снова услышала только что, несколько минут назад, звучавшую музыку.
За их столом стоял достаточно громкий гул, который всегда возникает при достигнутой степени алкогольного разогрева, когда говорят все одновременно и наперебой.
- Оля, сейчас начнется джем сейшн.
- А что это значит?
- О, такое бывает только в джазе. Представьте, на сцене собираются музыканты, которые, бывает, друг с другом даже незнакомы и начинают играть так, как-будто до этого всю жизнь выступали вместе.
- Как интересно! А как же это возможно, как это им удается?
- Просто они хорошо знают язык джаза, пользуются им и понимают друг друга. Конечно, за этим особый стиль музыкального мышления, опыт, знания, профессионализм. Вот среди классиков, я уж не говорю про попсовиков, такое просто невозможно. Там другие законы, там музыканты обязаны строго следовать указаниям композитора, их учат именно этому и никаких вольностей. В джазе наоборот, в основе как раз эти самые вольности, свобода творчества. Вот тебе тема, вот тебе гармония, темп, договорились о форме и последовательности исполнения и вперед. Но для этого нужны обязательные четыре «Т» — талант, труд, терпение и тусовка. Да, да, джазовая тусовка, где музыканты общаются между собой не только словесными, но и музыкальными фразами и оттачивают свое умение коллективной и индивидуальной игры. Оленька, весь джаз родился и вырос на этом, ну ладно, давайте послушаем.
Сцена как-то очень быстро заполнилась музыкантами, среди них были и пожилые и совсем юные, они быстро о чем-то переговорили и начали. Если бы Андрей перед этим не объяснил Ольге, что будет происходить, она решила бы, что это какой-то сработавшийся оркестр, так стройно музыканты играли.
- Как называется эта пьеса – спросила Ольга, медленно покачивая головой в такт музыке.
- “Ночь в Тунисе”. Это классика джаза. Нравится?
- Даже очень и этот седой музыкант на трубе так здорово играет. Андрей, мне здесь хорошо. Главное, что я толком никогда настоящего джаза и не слышала, а вот сейчас мне кажется, что это моя музыка, что она всегда была во мне. В чем тут дело?
- Вот видите, Оля, вы еще один человек, который попался на джазовую наживку. Попробую объяснить. В настоящем джазе все и всегда делается искренно, потому что в отличие от других жанров джазовый музыкант является одновременно и исполнителем, и композитором и, если в нем нет этой искренности, ничего не получится. Он творит и наслаждается свободой, которую сейчас, вот сейчас ему дает сцена. Он настоящий творец и меньше всего думает о том, чтобы угодить публике, ублажить ее. Он всегда старается поднять эту публику до уровня сцены, сделать ее свидетелем и даже соучастником своего творческого процесса. Народ это понимает нутром, безо всяких объяснений и в каждом невольно возникает то же ощущение творчества и свободы. Вы посмотрите, как народ слушает и реагирует, посмотрите на лица людей, на их глаза, на живущие своей жизнью руки, ноги. Они же действительно все сопереживают и творят. Я думаю, что именно это вы и почувствовали, поэтому музыка и стала вашей. Стала частичкой вашей души.
Оля поймала себя на том, что ощущает в себе четкую пульсацию в ритме исполняемой музыки, и нет – нет, да начинает в такт ритму то покачивать головой, то пощелкивать пальцами.
- Вот, вот, видите, Ольгуша, вы уже творите – и Андрей, смеясь, стал синхронно с Олей отщелкивать пальцами ритм. – Еще немного и мы с вами сыграемся.
Ольга тоже рассмеялась.
– А почему бы и нет? Я — за.

Музыкальное приложение к рассказу:

Comments are closed.