В период с 7 по 11 декабря 2016 г. в Москве проходил 22-й Международный фестиваль вокального джаза «Джазовые голоса». Среди участников фестиваля, а их было восемь, были представители России, Белоруссии, США.
Здесь представлена краткая хроника фестивальных дней.
7 декабря 2016 — Открытие фестиваля JAZZ VOICES в джазовом клубе «ЭССЕ». Праздничная обстановка в Клубе, задник сцены украшает большая эмблема фестиваля. В зале аншлаг, на сцене переаншлаг — плотно расселись музыканты биг-бэнда «Московский джаз» п/у Федора Ляшкевича.
Фестиваль открыл его бессменный организатор и арт-директор Александр Эйдельман. Коротко, но ясно он рассказал об истории фестиваля, о его отличительных особенностях в этом году. Эти особенности, во-первых, в количестве участников — 8 человек. Во-вторых, в количестве дней — 5 дней, 5 больших концертов. В-третьих, концепция фестиваля — выступления участников в определенной мере посвящены четырем выдающимся вокалистам, среди них Махалия Джексон, Луи Прима, Джон Хендрикс, Дайана Ривз.
Итак, первый день, первый концерт. На сцене оркестр «Московский джаз», с ним выступают солисты Александра Надеждина, Денис Давыдов и Эндрю Мак Фадден (США). Программа каждого включает разные песни, они исполняют их соло и в составе дуэтов Александра с Денисом и Эндрю с Александрой. Постепенно вокалисты и оркестр подводят публику к кульминации концерта — посвящению Луи Приме.
Александра Надеждина поет знаменитый хит «I want you to be my baby», написанную Джоном Хендриксом и блистательно исполненную Келли Смит и Луи Примой. Песня эта непростая для вокалистов, но Александра с оркестром блистательно ее исполнила.
Следующую песню «Buona sera signorina» исполнил Денис Давыдов, передав настроение и азарт исполнения Луи Примы. Точку в примовском цикле поставил Эндрю Мак Фадден, исполнив легендарный хит Примы «Just a Gigolo». Пел заводно, с хорошим драйвом и с хорошим английским, всё-таки Эндрю из Америки. Его активно поддержала Александра Надеждина и все музыканты оркестра.
Открытие фестиваля получилось праздничным.
Публика довольна и счастлива.
Участники первого дня фестиваля счастливы и довольны.
8 декабря 2016 – второй день фестиваля «Джазовые голоса». Большая программа с четырьмя участниками. Зал заполнен до отказа.
Начинает концерт Денис Давыдов со своим квартетом Mad Swing Band в составе: Илья Вилков – тромбон, Родион Гоборов – ф-но, Константин Кириленко – бас гитара, Сергей Булавин – ударные. Выступление Дениса началось с музыкального приношения Луи Приме исполнением знаменитого хита «Buona sera signorina». Далее в программе прозвучали стандарты. Неожиданностью для всех стало появление в программе песни «16 tons», хорошо знакомой многим по исполнению Герберта Рида из группы «Platters». Денис смог наполнить песню драматизмом, соответствующим содержанию этой тяжелой, рабочей песни, а музыканты оплодотворили ее импровизациями. Денис хорошо знает музыкальный материал и легко подает его, используя все возможности своего вокала, от дисканта до хриплого рыка, до разрыва гортани. Его исполнение артистично, он легок и не ограничивает себя ни в эмоциях, ни в движениях.
Следом за Денисом на сцене появилась Катерина Анохина – певица из Белоруссии. Ей аккомпанировало трио, в составе которого были Артем Третьяков – ф-но , Владимир Кольцов-Крутов – контрабас и Артем Юрлов – ударные. Надо сказать, что в определенной степени, это была интрига. Она — музыкант с консерваторским образованием по специальности цимбал, признанный музыкант в кругах академической музыки, но, практически, не известная в джазовых кругах. Катерина выступила с короткой программой и для «прописки» в джаз-клубе начала со знаменитого стандарта «It don’t mean a thing». Сделала это мастерски, к тому же со скетовой импровизацией. В ее короткую программу из четырех песен был включен знаменитый спиричуэл «I’m Оn My Way» из репертуара Махалии Джексон. Это было музыкальное приношение и знак почтения великой певице. У Катерины сильный голос и богатый тембр, ее искренность и страстность исполнения подкупают, заставляют сопереживать певице.
Третий участник этого дня фестиваля – Эдвард Тосуниди. Он больше известен как артист мюзиклов и телесериалов, а вот в джазовых кругах его имя пока мало знакомо публике. Это была еще одна интрига, тем более, в программе было заявлено, что выступление ансамбля полностью посвящено Фрэнку Синатре. Поскольку Jazz Voices всегда проводится в числах, соседствующих с 12 декабря – днем рождения Синатры, такие посвящения стали традицией и соблюдаются организаторами и участниками фестиваля уже не первый год. И вот на сцене появляются музыканты: Одиссей Богусевич – ф-но, Александр Соколов – гитара, Григорий Мальян – контрабас, Арнольд Гороховский – ударные. Выходит Эдвард Тосуниди. Надо сказать, что в облике Эдварда, в его одежде, в шляпе Борсалино, в легкой артистической манере держаться на сцене было то, что вызывает определенные ассоциации с образом «Голоса». Первая песня из репертуара Фрэнка Синатры – «Fly Me To The Moon». Тембр, манера исполнения, диапазон (от Ре большой октавы до Фа # 1-ой октавы) – все это заставило публику прислушаться и присмотреться к тому, что происходит на сцене. Все шло по нарастающей, и кульминация состоялась на исполнении знаменитой песни «The World We Knew». Нечасто можно встретить эту песню в репертуаре вокалистов, многим это просто не по силам. Эдвард с музыкантами с блеском исполнил свою программу из 9 песен — посвящение Фрэнку Синатре.
В завершающем четвертом отделении на сцене Ирина Родилес. Ей аккомпанировали: Алексей Беккер – ф-но, Владимир Кольцов-Крутов – контрабас и Павел Тимофеев – ударные. Ирина – профессиональная певица с огромным опытом, с богатым репертуаром, прекрасно владеющая своим сильным голосом и хорошо владеющая различными техниками и стилями джазового вокального искусства. Ирина не первый раз выступает на Jazz Voices, ее дебют на фестивале состоялся в 1996 году, на фестивале в 2000 году она выступила с оркестром Олега Лундстрема. Ее выступления всегда ярки, наполнены страстью и эмоциями. Представленная Ириной программа была разнообразна, включала джазовые стандарты разных лет, разных стилевых направлений. Кому, как не ей, было исполнить госпел в честь Махалии Джексон. И она спела «Miss Oris Regrets» — это одна из любимейших песен всемирно признанной королевы госпел. Аккомпанемент был безупречен и выступление всего ансамбля было цельным, содержательным и гармоничным.
9 декабря 2016 – третий день фестиваля.
В первом большом отделении выступление архангелогородца Константина Седовина. С ним его земляки Тим Дорофеев – гитара, Александр Гуреев – тенор и сопрано саксофон, Денис Шушков – контрабас. С ними выступили Алексей Подымкин – ф-но и Вартан Бабаян – ударные. Константин Седовин самобытный музыкант, его просто не с кем сравнить. Он до предела искренен и эмоционален в исполнении, он не скрывает свои переживания, страсти и они передаются публике, которая растеряна и ошеломлена от такого эмоционального напора. К этому надо добавить широкий диапазон и богатство красок его голоса, филигранное владение этим природным даром. В большой программе на целых полтора часа было много джазовых стандартов, блюзов и авторских «поморских» композиций Тима Дорофеева.
Во втором отделении с 45-минутной программой выступила Анастасия Лютова со своими музыкантами: Сергей Баулин – тенор саксофон, Алексей Подымкин – ф-но, Роман Салмасов – контрабас, Павел Тимофеев – ударные. Программа Анастасии была посвящена «поэту джаза» — Джону Хендриксу. Нечасто в репертуаре современных вокалистов встретишь сложные, изощренные произведения Хендрикса, тексты которых мастерски уложены им в сложные рисунки музыкальных тем. Пожалуй, только легендарное трио Ламберт-Хендрикс и Росс смогло в свое время материализовать творческие замыслы автора, сделать их эталоном технически сложного, виртуозного вокала. Взяться за такое дело – воспроизвести этот сложный репертуар – это дерзость и вызов. Анастасия сделала это. Вообще ее появление на джазовой сцене – это свежий ветер, это яркий свет, это настоящий подарок ценителям джаза. Браво!!! Браво!!! Браво!!!
10 декабря 2016 – четвертый день фестиваля. Концерт в Центральном Доме Журналистов. Все-таки, сколь ни душевна и тепла обстановка в Клубе, но выступление в концертном зале – это совсем иное и для музыкантов и для публики. Строгость сцены, богатство ее наряда, ритмический рисунок кресел, большая хрустальная люстра, отсутствие всякого рода отвлечений, свойственных клубной обстановке – атрибуты таинства под названием ИСКУССТВО. Публика, сидящая в зале, была как раз та, для которой все это имеет значение. Такой формат проведения фестиваля – в клубной и в филармонической обстановке уже давно стал традицией , которая всем нравится. Концерт состоял из трех
отделений, в которых выступили Ирина Родилес, Константин Седовин и Анастасия Лютова. Программы каждого участника были по сути близкими к тому, что исполнялось ими в предшествующие дни. Тем не менее, в каждом выступлении было что-то новое, яркое, что тронуло и захватило публику.
11декабря 2016 – заключительный день фестиваля в джазовом клубе «ЭССЕ». В этот вечер сцена была отдана участникам и гостям фестиваля, формат выступления — 2 песни. Неформальная обстановка, максимум демократизма, ритмическое трио на сцене в составе Алексей Беккер – ф-но, Владимир Кольцов-Крутов – контрабас, Михаил Фоченков – ударные. В общем было все, что необходимо для jam session.
Открыла jam Татьяна Таланова, специально приехавшая для выступления из Ярославля. Слушая выступление Татьяны, подумалось, что в ее фамилии пропущена буква «т», девушка талантлива и обладает хорошими вокальными данными. Ну, а дальше пошло-покатило.
На сцене менялись вокалисты и, пошептавшись с музыкантами, начинали свои выступления. Всего выступило 10 вокалистов, среди них: упомянутая Татьяна Таланова, Ирина Родилес, Алина Филиппова, Анастасия Лютова, Александра Надеждина, Денис Давыдов, Эндрю Мак-Фадден, Дарья Захарова, Ануш Мальян, Павел Иванов. Наряду с сольными выступлениями были и дуэты Анастасия Лютова и Павел Иванов, Александра Надеждина и Эндрю Мак Фадден.
Празднично, весело закончился 22-й фестиваль Jazz Voices. Пройдет год и опять зазвучат «Джазовые голоса».