Объединение исполнителей и любителей джазовой музыки "Джаз Арт Клуб"

Ежи Пассендорфер — поиски прошлого


Поиски  прошлого

Ежи Пассендорфер 2

8 апреля 2013 года  известному польскому кинорежиссеру Ежи Пассендорферу исполнилось бы 90 лет. В этом же году исполнилось 10 лет со дня кончины мастера. Чем нам запомнился этот кинорежиссер? Почему мы выделяем его среди других мэтров польского кинематографа, в том числе режиссеров с мировой известностью? Всё дело в фильме Пассендорфера “Powrot” (“Возвращение”), снятом в 1960 г. В СССР фильм вышел в прокат в 1962 г. под названием «Поиски прошлого». Картина снята по сценарию Романа Братны и в свое время произвела огромное впечатление на зрителей своей философской и психологической глубиной, великолепной  режиссурой и операторской работой, тонкой игрой актеров. Фильм сделан в лучших традициях неореализма, лаконичен, лишен дешевых, внешних эффектов, побуждает зрителя к раздумьям и переживаниям. В роли главного героя звезда польского кинематографа Анджей Лапиньский. Особое место в фильме занимает музыка, написанная Анджеем Курылевичем. Органично вплетенная в канву повествования, она играет огромную роль в усилении психологических коллизий, в нюансировке мизансцен, в  создании объемного зрительного образа.

Этот фильм стал культовой приметой 60-ых годов. Его посмотрели, наверное,  все приличные люди, среди которых было много джазменов. Это естественно, так как советский кинопрокат того времени не особо баловал музыкантов и любителей джазовой музыки. Фильмы, которые стали вехами в джазовом самообразовании можно пересчитать по пальцам. К ним относится фильм «Поиски прошлого». Один мой  знакомый однажды пришел в клуб «Красная заря»  с огромным магнитофоном  «Днепр 3». Разместившись на первом ряду, он записывал  музыку Анджея Курылевича.

Коротко о сюжете, так как на сюжете завязана психологическая драма героев и музыка. Главный герой, его все зовут Седым, приезжает из Франции в послевоенную Польшу и ищет следы своего прошлого, но не находит его ни в чем. Ни в изменившемся городе, ни в своих старых знакомых, ни в женщине, которую он любил. От прошлого все отмахиваются, как от чего-то надоевшего, мешающего жить.  Он, участник варшавского восстания полон  воспоминаниями о своих боевых товарищах, обо всем, что связано с военным прошлым, но никого эти воспоминания не волнуют, у всех свои мелкие и мелочные дела. Седой въезжает в Варшаву на шикарном Ситроене с желанием узнать новую Польшу и, возможно,  остаться. Его знакомые считают, что он обеспеченный буржуа, бизнесмен. Только в конце фильма становится ясно, что Седой всего лишь наемный водитель шикарного Ситроена, обслуживающий своего босса. Узнав, увидев новую жизнь в социалистической Польше, испытав разочарование, Седой меняет свое решение и на том же Ситроене возвращается во Францию. Не остался! Отказался! «Здесь нет ничего моего. Меня здесь нет.» — с горечью произносит Седой.
В таком сюжете, в таком финале советские идеологические чиновники усмотрели вызов системе и отреагировали, присвоив фильму третью категорию и пустив  фильм вторым экраном. Фильм шел в малюсеньких кинотеатриках и клубах (Спартак, Радуга, Сокол, Звезда, Стрела, клуб «Красная Звезда» и др.). Но с другой стороны фильму все-таки дали дорогу. Какие-то другие чиновники раньше ведь купили его и сделали дублирование фильма. Спасибо этим стражам идеологического однообразия и порядка за сознательную или несознательную шибку в выпуске этого  фильма в прокат. Спасибо актерам за прекрасное озвучивание фильма. Голос Вячеслава Тихонова, характерные только для него интонации и паузы сделали фильм еще тоньше, еще острее, еще проблемнее. Седой не только заговорил по-русски, он просто стал русским и перенес всю драму и коллизии на территорию нашей страны. Это дополнительно сделало фильм идеологически опасным. В остроте и напряженности фильма кроется его успех и популярность среди думающих граждан бывшего СССР.
8 апреля 2013 г. Джаз Арт» Клуб при поддержке и содействии Польского Культурного Центра организовал вечер памяти Ежи Пассендорфера в джаз-кафе «ЭССЕ». Собрались люди разного возраста, хорошо знавшие этот фильм и другие, никогда и ничего не слышавшие о нём. Фильм закончился под аплодисменты зала. Состоялся обмен мнениями, обсуждение фильма, а в заключение Владимир Кулль сыграл знаменитую, незабываемую  тему из фильма.

Александр Эйдельман

9.04.2013


 

Comments are closed.